МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ АРМЯНСК


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ГРУППА РИСКА

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь, причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет - в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

За последние 10–15 лет, благодаря Интернету и другим коммуникационным технологиям, экстремистские движения и группы вышли пространственно за рамки городских, районных, областных территориальных очертаний.

Существуют два способа «совершения» экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей, которые включают в себя две основные группы:

1 - изготовление и распространение (манипулирование) посредством глобальной сети Интернет, информационной продукции, запрещённой российским законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства в целях оказания информационно-психологического воздействия на массовые аудитории граждан;

2 - использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Опасность коммуникационных технологий заключается в том, что выдавая за «обмен мнениями», экстремисты ведут пропагандистскую деятельность, занимаются вербовкой, тем самым увеличивают количество сторонников своей идеологии, и при этом способствуют установлению контактов с группами экстремистского характера по всему миру.

В Интернете чаще всего можно обнаружить следующие виды экстремистской информации:

1)размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России. Например, все чаще в Интернете появляются сайты и форумы, на которых люди выступают за образование на территории Российской Федерации независимых государств.

2)содержание материалов, публикуемых на страницах сайтов, в большинстве носят пропагандистский характер. Содержание таких материалов направлены на утверждение исключительности каких-либо национальностей, неполноценности граждан по «признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности» и т. п.

3)можно быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

4)под видом «дружеского обсуждения в сообществах» поднимаются проблемы наплыва мигрантов из стран ближнего зарубежья, взаимоотношения с ними жителей принимающей стороны, и другие вопросы, связанные с межнациональными отношениями, подводя под их решение идеологию экстремизма и расизма.

Экстремистские материалы на сайтах размещают в различных формах: нацистская символика соответственно и нацистская литература; карикатуры, в основном высмеивающие, принижающие представителей какой-либо национальности, мигрантов.

С национальным экстремизмом тесно переплетается религиозный экстремизм, пропагандирующий ваххабизм (религиозно-политическое движение в исламе, проповедующее крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим, оправдывающее их убийство).

Опасность подобных групп в интернет - пространстве в том что, прикрываясь пропагандой морально - этических, нравственных ценностей, которым должна следовать молодежь, эти сайты занимается формированием сторонников группы, привлечением симпатизирующих в свои ряды.

Одним из приемов является формирование образа, т.н. «героя», через восхваление и оправдание террористических действий, осуществленных на территории России. Подвергается критике сложившейся в стране форма празднования Дня Победы (раздача Георгиевской ленточки, возложение венков к памятнику Неизвестному Солдату), празднование Нового года и др. с позиции учений радикального Ислама.

Помимо информационной функции социальные сети выполняют и функции по организации и координации массовых акций, имеющих своей целью открытую конфронтацию законно избранной власти.

Задачи, которые решают руководители экстремистских групп через социальные сети заключаются в том, чтобы «обольстить» пользователей, создав с помощью информационно - манипулятивных техник максимально привлекательный образ своего сайта, сформировать или пробудить желание стать участником группы, т. е. осуществлять подобным образом деятельность по вербовке новобранцев. Экстремизм в современной России в основном носит закрытый, завуалированный характер.

Однако, за этим еще не следует, что экстремистские сообщества прекратили свою деятельность. Они всего лишь адаптируются к изменяющимся условиям политико-правового пространства. В основном они предпочитают осуществлять свою деятельность в Facebook или создают свои собственные сайты и форумы. Именно через эти группы в социальных сетях осуществляется вербовка неофитов, пропаганда исключительности своего учения, религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, которая может содержать призывы к насильственному искоренению всех не ваххабитских систем и идей.

С развитием информационно-коммуникативных технологий и повсеместному распространению интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный.

Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым желаемый результат достигается за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

- разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии: 

- манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант - нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

4. Обратитесь за психологической поддержкой к профессионалу.

         Уважаемые родители! Ответственность за своих несовершеннолетних детей несете именно Вы! Ваше желание и стремление помочь ребенку предотвратит совершение противоправных действий с его стороны.

Официальный интернет-портал правовой информации