МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ АРМЯНСК


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

История

Создание и функционирование органов прокуратуры Крыма в период с 1803 года по 1941 год

Деятельность Таврического губернского прокурора

Прокуратура Крыма ведет свою историю с 1803 года. Именно в этом году, 30 июня, официально были открыты все губернские учреждения, в частности, начал осуществлять свои полномочия Таврический губернский прокурор.

Первым прокурором Тавриды был Михаил Васильевич ТАРНАВСКИЙ.

Таврический губернский прокурор осуществлял надзор за деятельностью всех судебных и административных губернских учреждений, ходом разбора уголовных и гражданских дел.

В ведении губернского прокурора находились подчиненные ему губернские стряпчие уголовных и гражданских дел и стряпчие уездов. При прокуроре находилась канцелярия, в штате которой состояли регистратор, письмоводитель, двое канцелярских служащих.

Уже через семь лет после создания Таврической губернии, в 1810 году, царь встревожился положением дел в губернии, прежде всего вопросами землепользования – «беззаконной продажей полмиллиона десятин казенной земли». Его Высоким Указом от 4 мая 1810 создана следственная комиссия для расследования и рассмотрения дел о незаконной продаже земли.

Комиссия должна была изучить деятельность чиновников Таврической губернии на предмет чистоты и бескорыстия их помыслов, современным языком – коррупции. Комиссия работала в Тавриде в течение трех лет. Она начала свою деятельность 1 июля 1816, а в декабре 1819 Генерал-губернатор Лонжерон писал Императору о результатах работы земельной комиссии в Крыму: «Чиновники, из других губерний присланные, воруют и торгуют крымской землей за бесценок».

Следственная комиссия работала в Крыму во время пребывания на должности прокурора Таврической губернии Василия Ивановича МИХНО, назначенного 9 января 1811 года, который за усердную службу через семь лет был награжден орденом Св. Владимира.

В Крымском государственном архиве сохранились сведения о том, что до отмены этой должности в апреле 1869 пост Таврического губернского прокурора занимали коллежский советник ФАБР, Семен МЕЙЕР, начавший службу в 1812 году в Крымской соляной экспедиции и впоследствии награжденный орденом Св. Анны, знаком за беспорочную службу и бриллиантовым перстнем, Станислав БОРОВСКИЙ, получивший на этой должности орден Св. Станислава II степени, Александр ГЛУХОВ.

После отмены Указом Правительствующего Сената должности Таврического губернского прокурора его функции были переданы прокурору Симферопольского окружного суда.

 Деятельность прокурора Симферопольского окружного суда

Основанием для такой реорганизации стала судебная реформа 1864 года, согласно которой в губернии начали создаваться новые судебные учреждения. В Крымском государственном архиве сохранился Циркуляр министра Таврическому губернатору от 7 марта 1866 года, которым давалось распоряжение строить в губернии новые помещения для судебных учреждений.

Симферопольский окружной суд был основан, после всех приготовлений, 22 апреля 1869 по указу сената от 5 июля 1868 года. Этим указом вводились судебные установления в округе Одесской судебной палаты – прокурор Симферопольского окружного суда тогда находился в подчинении Министерства юстиции и прокурора Одесской судебной палаты.

К полномочиям прокурора Симферопольского окружного суда относился надзор за действиями Окружного суда и деятельностью административных, хозяйственных, культурно-просветительских учреждений и общественных организаций.

Архив сохранил фамилии тех, кто «исправлял должность» прокурора Симферопольского окружного суда с момента основания этой должности и до 1920 года, когда она была отменена: Борис ВИТТЕ, Николай ДОМЧИНСКИЙ, НОВИЦКИЙ, Феликс ЗИВЕРТ, УМАНСКИЙ.

По данным архива, в 1915 году в прокурорском надзоре кроме прокурора по штату служили товарищи прокурора по камере и участковые. Есть сведения о том, что в подчинении прокурора Симферопольского окружного суда Феликса ЗИВЕРТА находились около 11 прокурорских чинов.

Деятельность прокурора Симферопольского окружного суда после прихода к власти большевиков в начале 1918 года была прекращена и возобновилась в апреле 1918 года, после их ухода. Прокурорский надзор действовал в Крыму и в период оккупации полуострова немецкими войсками в 1918 году, и при Крымском Краевом правительстве в 1919 году.

Во время Первой Мировой войны прокурор Симферопольского окружного суда, помимо прочего, принимал меры по ограничению пребывания поднадзорных лиц в Таврической губернии на все время военного положения в губернии.

После окончательного установления в Крыму советской власти, в 1920 году, должность прокурора Симферопольского окружного суда была отменена.

Деятельность прокуратуры в структуре Наркомата юстиции

В числе первых шагов правительства вновь созданной Крымской Автономной Советской Социалистической Республики стали меры по организации местных органов юстиции.

14 января 1922 года Совнаркомом Крымской АССР было принято Постановление о порядке избрания и утверждения народных судей и народных следователей. Шел просмотр законопроектов о прокурорском надзоре и об адвокатуре, и 25 августа 1922 ЦИК и Совнарком утвердили Постановление о прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор начал функционировать с 16 сентября 1922 при Наркомате юстиции в составе прокурорского отдела и 6 округов. А при суде действовал прокурор Всекрымсуда и два его помощника по уголовным и гражданским делам.

Следующий год имел особое значение в истории прокуратуры. 1 июня 1923 года Всероссийский ЦИК своим постановлением ввел в действие на всей территории страны Уголовный кодекс, согласно которому в составе Наркомата юстиции была учреждена государственная прокуратура. Это был закономерный шаг перед полной централизацией органов в 1936 году.

В обязанности госпрокуратуры входило осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц, непосредственное наблюдение за раскрытием преступлений, деятельностью следственных органов и органов дознания, милиции, поддержание обвинения в суде, надзор за правильностью содержания заключенных.

Возглавлял прокуратуру в качестве прокурора Крымской АССР Нарком юстиции И. ФИРДЕВС. В его непосредственном подчинении находился  входивший в состав НКЮ отдел прокуратуры. При прокуроре Республики состояли два помощника, прокуроры судебных округов, кроме того, при Севастопольском и Симферопольском ревтрибуналах – по одному прокурору по делам этих органов.

История сохранила фамилии прокуроров Крымской АССР – НОГАЕВА, ПЛИНОКОСА, ЭМИР-САЛИЕВА. Последний был утвержден в должности в марте 1932 года и руководил прокуратурой в течение двух лет, до 1934 года.

22 октября 1936 года Постановлением ЦИК и Совнаркома Крымской АССР «О реорганизации Народного комиссариата юстиции Крымской АССР» органы прокуратуры и следствия были окончательно выведены из системы НКЮ союзных и автономных республик и полностью подчинены непосредственно Прокурору Союза ССР.

Архив содержит данные о том, что после такой реорганизации прокурором АССР был назначен Константин Николаевич МОНАТОВ (29.09.1936 – 05.05.1938), которого потом сменил Алексей Павлович КАТРУШЕНКО (28.10.38 – 01.02.41). С февраля 1941 года до начала Великой Отечественной войны прокуратурой Крымской АССР руководил Михаил Федорович ЗОЛОТОВ.

 

Структура и функции органов прокуратуры Крыма в период с 1941 года по 1990 год

Деятельность прокуратуры Крыма в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны, после захвата Крыма в ноябре 1941 года немецкими войсками, прокуратура Крымской АССР прекратила свою работу. Деятельность крымского надзорного ведомства возобновилась 4 октября 1943 года в г. Краснодаре, куда были эвакуированы прокурор Крымской АССР ЧЕКАЛОВ, его заместители АЛИКБЕРОВА и ЮРКОВЕЦКИЙ, начальники отделов НОРДЕН и КОРКИНА. Часть прокурорских работников Крыма работали в органах прокуратуры Краснодарского края, некоторые были эвакуированы в тыл страны. По данным на июль 1942 года, в рядах Красной Армии сражались 36 прокурорских работников, шесть сотрудников прокуратуры Крымской АССР боролись с оккупантами в партизанских отрядах.

С января 1942 года прокуратуру Крымской АССР возглавлял Николай Ильич ЧЕКАЛОВ, до этого работавший Главным прокурором железнодорожного транспорта. Николай Ильич – первый крымский прокурор, получивший генеральское звание государственного советника юстиции 3 класса.

Николай Ильич руководил надзорным ведомством в течение пяти лет. 15 апреля 1944 года, сразу после освобождения города, он прибыл в Симферополь и приступил к организации работы прокуратуры, которая полноценно начала функционировать 22 апреля 1944 года.

Прокуратура приступила к реализации своей основной задачи, закрепленной действующим на тот момент Положением о прокуратуре от 17 декабря 1933 года, – укреплению социалистической законности и охране общественной собственности от нарушений со стороны противообщественных элементов.

Эта задача была возложена на сотрудников прокуратуры, работавших в составе шести отделов: следственного, уголовно-судебного, гражданско-судебного, отделов по спецделам и общего надзора, надзора за милицией. За законностью в местах заключения в то время надзирал помощник прокурора. Секретная часть тогда именовалась особым сектором.

В непосредственном подчинении прокуратуры Крымской АССР находились 5 городских прокуратур, 27 районных прокуратур, а кроме того 9 районных прокуратур городов – по три районные прокуратуры городов Керчи, Севастополя и Симферополя.

При существовании трех городских прокуратур – прокуратуры Центрального, Городского и Железнодорожного районов г. Симферополя – сама городская прокуратура тогда как отдельная структура не существовала. Прокуратура Симферополя была создана только через год, в 1945 году.

С 16 июня 1945 городские и районные прокуратуры начали работать уже не в составе прокуратуры Крымской АССР, а прокуратуры Крымской области. Так она именовалась в связи с потерей Крымом статуса автономии в результате изменения административно-территориального деления государства.

 Структура и подчинение прокуратуры Крыма в 1946 – начале 1990-х гг. ХХ века

В связи с изменением административного деления Крыма были переименованы названия районов и, соответственно, изменился состав районных прокуратур, подчиненных прокуратуре Крымской области. Их стало и меньше в количественном составе – 24 вместо 27.

Прежде чем структура крымской прокуратуры утвердилась в том виде, в котором она функционирует сегодня, состав городских и районных прокуратур неоднократно менялся. Количество городских прокуратур сокращалось до 5 и возрастало до 11, районных – соответственно 11 и 27.

Менялась и структура областной прокуратуры, пертурбации в которой свидетельствуют об актуальности тех или иных направлений прокурорского надзора.

Например, на новом уровне началась вестись работа с обращениями граждан в 1947 году. Именно в этот год в штатное расписание введена должность помощника прокурора по жалобам и оперативному контролю.

В этот же год в структуре прокуратуры на правах отдела появилась должность помощника прокурора по делам несовершеннолетних.

Эти изменения произошли в период руководства прокуратурой Крымской области Сергея Ивановича НЕРОНОВА (март 1947 – сентябрь 1949 года).

За эту и другую деятельность крымские прокуроры теперь отчитывались перед Прокуратурой Украинской ССР, которой с 1954 года начала подчиняться прокуратура Крымской области.

С 1956 года органы прокуратуры начали пристальнее надзирать за органами Госбезопасности. В структуре аппарата в этот год была введена должность помощника прокурора по надзору за следствием в органах ГБ.

Меняющееся законодательство потребовало тщательного, а главное – оперативного отслеживания всех изменений норм и требований закона. Эта работа в 1956 году была возложена на помощника прокурора по правовому обеспечению.

В последующий период изменилось значение деятельности гражданско-судебного отдела. С 1957 года его функции были возложены на помощника прокурора по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел.

Следственное управление начало функционировать в прокуратуре с 1978 года, когда приказом Генерального прокурора СССР в нем объединили два направления прокурорско-следственной деятельности – проведение досудебного следствия по уголовным делам и надзор за следствием и дознанием в органах внутренних дел.

В 1980 году была создана коллегия прокуратуры области.

Об относительной стабильности большого периода в истории крымской прокуратуры, с конца 50-х до начала 80-х годов, свидетельствует уже тот факт, что за это время сменилось всего три прокурора.

Руководители, возглавлявшие надзорное ведомство, находились в должности не менее одного конституционного срока. Восемь лет руководил крымской прокуратурой Николай Николаевич ХЛАМОВ (сентябрь 1949 года – май 1957 года), семь лет занимал должность прокурора Крымской области Илья Иванович КОНОПЛЕВ (с 10 мая 1957 года по 4 июля 1964 года). А следующие 20 лет надзор за соблюдением законности на полуострове осуществлялся под бессменным руководством Николая Ивановича КОРНЕЕВА (4 июля 1964 года – 3 июля 1984 года).

Следующие значительные изменения в структуре прокуратуры связаны с переломными 90-ми.

Ломка экономических основ государства отразилась и в деятельности прокуратуры: в 1990 году отдел общего надзора был переименован в отдел по надзору за исполнением законов в хозяйственной деятельности и экономической сфере.

В автономии этот период имел свои специфические особенности. В конце 80-х – начале 90-х годов началось массовое возвращение на родину депортированных. Требовались специальные меры для поддержания межнационального и межконфессионального мира. Это обусловило появление в 1999 году в структуре прокуратуры – теперь уже прокуратуры Автономной Республики Крым – должности старшего помощника прокурора по вопросам межнациональных отношений.

С целью обеспечения экологической безопасности приказом Генерального прокурора СССР № 21 от 19 июля 1990 года была создана Азово-Черноморская межреспубликанская природоохранная прокуратура.

Она осуществляла надзор за соблюдением природоохранного законодательства на территории трех союзных республик – Украины, России и Грузии, в акваториях Черного и Азовского морей от Румынии до Турции. Предполагалось, что Азово-Черноморская природоохранная прокуратура как региональный, межреспубликанский орган должна выступать как полномочное представительство Прокуратуры СССР по вопросам осуществления надзора по специальному вопросу – надзору за природоохранным законодательством. Аналогов такой структуры на тот момент не существовало.

Располагалась Азово-Черноморская природоохранная прокуратура в городе Симферополе по ул. Гоголя, 9. У истоков ее создания стоял Бронислав Николаевич ЕВСТАФЬЕВ.

В подчинении Азово-Черноморского природоохранного прокурора находились следующие межрайонные природоохранные прокуратуры:

1. Ильичевская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Одесса).

2. Херсонская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Херсон).

3. Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Севастополь).

4. Геническая межрайонная природоохранная прокуратура (г. Геническ).

5. Мариупольская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Мариуполь).

6. Таганрогская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Таганрог).

7. Краснодарская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Туапсе).

8. Потийская межрайонная природоохранная прокуратура (г. Поти).

В 90-х годах Азово-Черноморская природоохранная прокуратура была реорганизована и на ее базе в Крыму созданы Симферопольская и Керченская межрайонные природоохранные прокуратуры.

 Переходный период коренного реформирования страны еще и потому так трудно переживалось в Крыму, что с 1990 года резко ухудшилась оперативная обстановка. Образовались мощные группировки «Сейлем», «Башмаки», «Грузиновская», «Корейская», «Юхненко», «Белого», «Дзюбы» и другие. На полуострове действовало более 20 бандформирований. В самые большие из них входило по 50–60 человек. На счету каждой из них было только умышленных убийств по 30–50. В 1997–1998 годах этими бандами были совершены нападения на руководителей крупнейших предприятий и высокопоставленных государственных служащих.

Криминалисты крымской прокуратуры, осматривая места происшествия и анализируя материалы уголовных дел, установили признаки, совпадающие по большинству громких убийств. Но сразу дать пропорциональный ответ бандитам не удалось. Ситуация была переломлена в 1996-м, с приходом в прокуратуру Крыма Владимира ШУБЫ. В годы его руководства сказалась резко наступательная позиция правоохранительных органов, и уже в начале 97-го наметилась тенденция к снижению количества тяжких преступлений.

 

Прокуратура Крыма сегодня

25 марта 2014 года Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка подписал приказ об образовании прокуратуры Республики Крым в системе прокуратуры Российской Федерации.

Приказом предусмотрено формирование аппарата прокуратуры Республики Крым, а также подчиненных ей территориальных прокуратур районов и крупных городов. Всего в Республике Крым сформировано 22 территориальные прокуратуры. Приказ также предусматривает создание Крымской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а также Симферопольской и Керченской межрайонных природоохранных прокуратур

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Официальный интернет-портал правовой информации