МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ АРМЯНСК


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Главная / События / ОНИ ОСТАВИЛИ СЛЕД НА ПЕРЕКОПСКОЙ ЗЕМЛЕ

ОНИ ОСТАВИЛИ СЛЕД НА ПЕРЕКОПСКОЙ ЗЕМЛЕ

27.11.2018

         Среди великих, оставивших свой след на крымской земле был и Александр Афанасьевич Спендиаров, армянин по национальности, музыкант по призванию. Вдвойне приятно осознавать, что появление на свет Александра Спендиарова связано с Армянском. Здесь, в Армянском Базаре, жил в собственном доме его дед, который в 1855 году переехал жить в Каховку. Здесь же родился и его отец Афанасий Спендиаров. Афанасий - человек боль­шой силы воли и упорства старал­ся всеми силами найти себя в пред­принимательстве. Он открыл лесное дело в Каховке и Симферополе, ку­пил на Перекопе имение на мысе Карт-Казак в 14-ти километрах на запад от нынешнего города Красноперекопск. Он мечтал в будущем по­строить здесь, на Каркинитском за­ливе, торговую гавань для экспор­та хлеба.

         Родился Александр Спендиаров 20 октября 1871 года в г.Каховка. ВАрмянском Базаре, в армянской церкви, крестили Александра Афанасьевича.

Следует заметить, что в середине 30-х годов XIX столетия в Армянске проживало армян-григориан - 456 душ, и у них здесь была своя церковь, евреев-талмудистов - 445 человек, караимов - 320. При этом и те, и другие имели свои синагоги.

         «...татар и цыган магометанского закона 896 душ обоего пола, у них 5 мечетей». Таким образом, 820 душ обоего пола православных живут здесь среди 2117 душ обоего пола иноверцев.

         Талант Александра проявился в раннее возрасте, в искусстве  и  особенно в музыкальной изобретательности. В четыре года он уже само­стоятельно подбирал мелодии.  В шестилетнем возрасте он изготовлял птиц и животных, которые были настолько совершенны, что Айвазовский, который был частным гостем в их доме, забирал их с собой в Петербург в Академию Художеств. Но Александру, несмотря на его талант художника, суждено было стать выдающимся композитором.

         Несмотря на рано проявившиеся творческие способности, заниматься музыкой он начал сравнительно поздно - в девятилетнем возрасте. Обучение игре на фортепиано вскоре сменилось занятиями на скрипке. К годам учения в гимназии относятся первые творческие опыты Спендиарова: он пробует сочинять танцы, марши, романсы. Вскоре Спендиаровы переезжают в Симферополь. Учился в Симферопольской мужской гимназии, закончил ее в 1890 г. и поступил в Московский университет на юридический факультет; учится и параллельно продолжает заниматься на скрипке, играет в студенческом оркестре. У дирижера этого оркестра Н. Кленовского Спендиаров берет уроки теории, композиции, а после окончания университета (1896) едет в Петербург и в течение четырех лет осваивает курс композиции у Н. Римского-Корсакова.

         Спендиаровы часто бывали в гостях у Устиньи Баевой в Армянске. Последняя приходилась двоюродной сест­рой Александру Афанасьевичу по отцовской линии.

         С 1900 г. Спендиаров в основном живет в Крыму (Ялта, Феодосия, Судак). Интерес к музыке народов, населявших Крым, особенно армян и крымских татар, получил у Спендиарова воплощение в целом ряде вокальных и симфонических произведений.

         Как и вся семья, Александр Спендиаров знаком с Армянской действительностью. В 1915-1916 годах влекомый высокими чувствами патриотизма Александр Спендиаров задумывается над созданием армянской оперы. В поисках темы он останавливается на поэме Ов. Туманяна «Взятие крепости Тмук». В эти годы Александр посетил Тифлис и познакомился с Ованесом Туманяном.

         Последний период творческой деятельности Спендиарова связан с активным участием в строительстве молодой советской музыкальной культуры. В начале двадцатых Александр Спендиаров развернул в Крыму (в Судаке) широкую педагогическую деятельность, он открыл музыкальную школу, руководил самодеятельными хорами и музыкальными оркестрами, сделал музыкальную обработку многих русских, татарских и украинских песен. Александр Спендиаров страстно любил Крым, народные песни и танцы. Музыкальные инструментальные мелодии крымских татар, в обработке Спендиарова, имеют большое значение в ознакомлении мировой музыкальной общественности с крымско- татарской народной музыкой.

Возобновляется его деятельность в качестве дирижера авторских концертов, организуемых в городах Крыма, в Москве и Ленинграде. В 1924 году Александр Спендиаров переехал в Ереван, где посвятил себя целиком развитию          национальной музыкальной культуры.       Его приезд имел огромное музыкальное       и историческое         значение    для развития музыкальной жизни Армении. Переезд в Армению (Ереван) оказал значительное влияние на дальнейшее направление творческой деятельности Спендиарова. Он преподает в консерватории, участвует в организации первого в Армении симфонического оркестра, продолжает выступать в качестве дирижера. С прежним энтузиазмом композитор записывает и изучает армянскую народную музыку, выступает в печати. Он был незаурядным педагогом. Проведя остаток своей жизни в Армении, он успел воспитать первых студентов ереванской консерватории в духе лучшей классической музыки.

         В апреле 1928 г. Спендиаров сильно простудился, заболел воспалением легких, и 7 мая его не стало. Прах композитора захоронен в саду перед Ереванским оперным театром его имени. Его имя носит государственный Академический театр оперы и балета в Ереване.

         Одна из улиц города Армянска, с гордостью носит его имя. Его именем названа одна из новых улиц Красноперекопска.

 

Директор МБУ «Историко-краеведческий музей»                      Л.А. Варшавская