МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ АРМЯНСК


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Прокурор разъясняет

Новые виды преступлений, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

 

В настоящее время в России, как и во всем мире, продолжается процесс цифровизации и внедрения новых средств связи и удаленной коммуникации.

Помимо очевидных благ, данный процесс неизбежно сопровождается рисками, связанными с использованием преступниками современных технологий.

Чтобы не стать жертвой посягательств в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, следует знать основные схемы совершения таких преступлений.

Так, необходимо остерегаться электронных писем и СМС, направляемых от имени Центрального банка России и банковских организаций с предложениями перевести деньги на другой счет для их защиты от зарубежных санкций, отключения от системы международных переводов SWIFT. Подобные предложения также могут поступать и через социальные сети.

В ряде случаев мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что прямо сейчас со счета гражданина происходит хищение средств либо незаконное оформление кредита. Для сохранения денег преступники предлагают перевести деньги на «безопасный» и «защищенный» счет.

Другим видом обмана являются предложения о вложении в новые виды криптовалют, без заключения каких-либо договоров, когда от потерпевшего требуется лишь перевести деньги либо настоящую криптовалюту на счет злоумышленников в обмен на обещание удвоить вложения.

В преступных схемах всё чаще стали использоваться поддельные (так называемые «фишинговые») сайты, имитирующие реальные Интернет-магазины или маркетинговые ресурсы. Поддельные сайты создаются с целью сбора у граждан персональных данных и реквизитов банковских карт.

Появились рассылки и сайты с предложением купить технику, предметы роскоши и другие товары по низким ценам, подключиться к Системе быстрых платежей, льготному обмену валют по выгодному курсу.

Ни при каких условиях нельзя переходить по сомнительным Интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и коды из СМС-сообщений, приходящих с сервисных телефонных номеров банков.

Рекомендуется пользоваться и вводить платежную информацию только на проверенных сайтах, а при поступлении сомнительных звонков либо сообщений- прекращать диалог.

В случае поступления звонков, подозрительных сообщений или совершении иных мошеннических действий необходимо обратиться в органы полиции.

Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса РФ.

 

За посредничество во взяточничестве предусмотрена уголовная ответственность

 

Статья 291.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Значительный размер взятки установлен в примечании к ст. 290 УК РФ и составляет сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающую 25 тыс. рублей.

Так, посредничество во взяточничестве и коммерческом подкупе начинается по инициативе посредника или сторон будущей коррупционной сделки. В первом случае посредник делает участнику (участникам) будущей коррупционной сделки свое предложение. Во втором случае указанное лицо (лица) обращается к потенциальному посреднику, и он дает согласие (обещание) оказать содействие. Таким образом, обещание или предложение посредничества во взяточничестве, в коммерческом подкупе всегда имеет место на начальной стадии совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 291.1 и ч. 1 — 3 ст. 204.1 УК РФ.

Посредник в получении взятки в значительном размере будет наказываться равно как и посредник в даче такой взятки, то есть в пределах санкции ч. 1 ст. 291.1 (штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки).

В таких же пределах будет отвечать и взяткодатель исходя из санкции ч. 2 ст. 291 УК в редакции нового закона, однако взяткополучатель, в отличие от взяткодателя, будет нести заслуженно более суровую и соразмерную содеянному ответственность (штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки), а вот ответственность посредника в получении взятки равна ответственности как взяткодателя, так и посредника в даче взятки.

 

Об обязанности служащего принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на всех государственных и муниципальных служащих, вне зависимости от занимаемой должности.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель) служащего, если ему стало известно о возникновении у подчиненного работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего.

В случае, если владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, а также служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о конфликте интересов у подчиненного, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанных лиц в связи с утратой доверия.

Для соблюдения требований к служебному поведению служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственных органах, органах местного самоуправления образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, которые рассматривают как уведомления самих служащих о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, так и представления руководителя органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения служащими требований об урегулировании конфликта интересов.

 

Об уголовной ответственности за невыплату заработной платы

 

Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за умышленную, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности, невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат частично (в случае когда свыше трех месяцев подряд платежи осуществлялись в размере менее половины подлежащей выплате суммы) или их невыплату полностью (когда свыше двух месяцев подряд выплаты не осуществлялись или размер осуществленной выплаты заработной платы был ниже установленного одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда), а также если указанные действия повлекли тяжкие последствия.

К числу обстоятельств, подлежащих доказыванию и дающих основания для уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ руководителя организации, работодателя - физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, относится наличие у него реальной финансовой возможности для выплаты заработной платы, иных выплат или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.

Уголовная ответственность в соответствии со статьей 145.1 УК РФ наступает в том числе в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя.

При этом период формирования задолженности по выплатам работнику исчисляется исходя из сроков выплаты заработной платы, установленных правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, а также из времени, в течение которого заработная плата фактически не выплачивалась полностью или частично.

Двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной датой выплаты. Периоды невыплат за отдельные месяцы года не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй статьи 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Куда можно обратиться для подтверждения трудового стажа?

 

Согласно общему правилу, закрепленному в Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О страховых пенсиях», право на пенсию возникает у застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В соответствии с вышеуказанными Правилами, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Однако, при отсутствии трудовой книжки, а равно когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, к доказательствам факта наличия трудовых отношений могут быть отнесены: показания свидетелей, которые свидетельствуют о том, что работник осуществлял трудовую деятельность в определенной организации по соответствующей специальности, соблюдение работником режима рабочего времени и времени отдыха, записи видеокамер, пропуска на объект и другие документы, подтверждающие факт трудовой деятельности.

Решение о назначении страховой пенсии, либо отказе в её назначении принимается территориальными подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.

Действующим законодательством установлена возможность обжалования решения органов Пенсионного фонда РФ о назначении размера пенсии, а также об отказе в ее назначении вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган Пенсионного Фонда РФ, а также в судебном порядке.

Кроме того, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факты, имеющие юридическое значение или при невозможности восстановления утраченных документов, такие факты устанавливает суд (статья 265 ГПК РФ).

Таким образом, при отсутствии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений, невозможности их получения, либо восстановления необходимо обратиться в суд с заявлением об установления юридического факта трудовых отношений.

 

Обжалование заочного решения суда

 

В соответствии с частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В силу ч. 1 ст. 236 ГПК РФ копия вынесенного заочного решения высылается ответчику не позднее чем в течение 3 дней со дня его принятия с уведомлением о вручении.

В соответствии со ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами так же в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое решение подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Государственная пошлина при подаче заявления об отмене заочного решения суда не взимается.

 

Обжалование постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела

 

Согласно статьям 123, 124, 125, 148 УПК РФ постановление следователя или дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору или в суд.

Кроме этого, отказ следователя в возбуждении уголовного дела также может быть обжалован руководителю следственного органа.

На рассмотрение такой жалобы руководителю следственного органа и прокурору отведено трое суток, в исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти суток.

Судья же обязан рассмотреть жалобу в течение пяти суток со дня её поступления. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только тем лицом, по заявлению которого принято это решение, но и иными лицами, чьи интересы в той или иной мере затрагивает принятое процессуальные решение.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, о чем незамедлительно уведомляется заявитель.

 

Мобильное мошенничество

 

Мобильные телефоны являются одним из самых ценных видов имущества, и киберпреступники об этом знают. Пользователи носят их с собой и используют для доступа к важнейшей информации. К телефонам привязаны учетные записи от банков, электронная почта и другие конфиденциальные данные, что делает их идеальной мишенью для злоумышленников.

Задача мобильного мошенника – вынудить пользователя самостоятельно заразить свое мобильное устройство посредством вредоносной программы или передать ему конфиденциальную информацию.

Что делать, чтобы не стать жертвой мобильного мошенничества?

Необходимо сознательно и ответственно относиться к коммуникации по телефону, принимать меры обеспечения безопасности конфиденциальных данных:

- При подключении к публичным сетям Wi-Fi использовать виртуальные частные сети (VPN). Шифрование в VPN-сети скроет передаваемую информацию от чужих глаз. Такие сервисы также обеспечивают анонимность, так что пользователя нельзя будет выследить с помощью IP-адреса или других средств.

- Устанавливать сложные пароли. Не использовать один и тот же пароль дважды. Лучше всего создавать пароли из случайного набора знаков. Чередовать регистр и помимо букв использовать цифры и специальные символы. Если пароль – это кодовая фраза, состоящая из нескольких коротких и запоминающихся слов, лучше заменить некоторые буквы в ней символами или числами.

- Использовать длинный ПИН-код. Если мобильное устройство позволяет, можно вместо четырехзначного ПИН-кода установить на экран блокировки ПИН-код из шести знаков. Шестизначный ПИН-код образует больше возможных комбинаций, затрудняя подбор пароля злоумышленником , желающим взломать телефон или учетные записи. Не стоит использовать в качестве пароля даты и другие личные данные, так как хакеры, пытаясь подобрать пароль, в первую очередь обращаются к информации, которую можно найти о пользователе в сети Интернет. Также лучше не использовать стандартные числовые комбинаций типа «0000» или «1234».

- Установить приложение, блокирующее звонки. Такие приложения защищают телефон от звонков, нелегально выполняемых роботами, и прочих типов телефонного мошенничества. Однако они не всегда работают идеально и могут отправлять в спам реальные номера. Многие приложения помечают входящие звонки как потенциальный спам, позволяя пользователю самостоятельно решить, брать трубку или нет.

                - Не вступать в разговор, если есть малейшие сомнения относительно звонящего. Участие в разговоре может спровоцировать еще большее количество звонков. Нельзя в этом случае и нажимать на кнопки для навигации по автоматизированному меню.

- Пользоваться только официальными приложениями. Использование сторонних приложений для входа в такие сервисы, как онлайн-банки и социальные сети, делает мобильное устройство уязвимым к несанкционированному доступу. Более того, если пользователь предоставляет свои учетные данные сторонней организации, он может потерять их, оказавшись жертвой фишинга. Желательно избегать приложений, предназначенных для работы сразу с несколькими сервисами: всегда лучше делать выбор в пользу официальных программ.

- Проверять телефонные счета. Если вы обнаружили в счете несанкционированные списания, вероятно, вы стали жертвой злоумышленника. Если это произошло, незамедлительно обратитесь к оператору и требуйте вернуть средства. Даже если причиной такого списания было не мошенничество, вы сможете отключить нежелательные услуги, накопившиеся за годы.

 

Административная ответственность должностных и юридических лиц стала менее строгой

 

Вступившие в силу с 6 апреля 2022 года изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях смягчили ответственность должностных и юридических лиц.

Так, за впервые совершенное правонарушение субъектами малого и среднего предпринимательства и некоммерческими организациями будет назначаться административное наказание в виде предупреждения, а не штраф, но при условии отсутствия имущественного ущерба или причинения нематериального вреда.

Введены особенности назначения административного наказания для микро- и малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций - на них распространены правила о назначении административного наказания в виде штрафа индивидуальным предпринимателям.

Поправками также установлен запрет на наложение нескольких административных наказаний за совершение однотипных административных правонарушений, объединенных одним составом, и выявленных в ходе осуществления одного контрольного (надзорного) мероприятия.

Совершившему данные правонарушения лицу должно назначаться административное наказание как за одно правонарушение.

Статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена нормами, исключающими ситуации, когда за одно правонарушение одновременно привлекаются к ответственности и юридическое лицо, и его сотрудник. Юридическое лицо не подлежит ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо либо иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности.

 

В какой срок можно обратиться в суд за возмещением вреда, причинённого жизни или здоровью?

 

По общему правилу за возмещением вреда можно обращаться в течение срока исковой давности, то есть срока, предусмотренного для защиты нарушенного права лица.

Однако к требованиям о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью – срок исковой давности не применяется.

Гражданин в любое время может предъявить иск в суд о возмещении вреда, причинённого его жизни или здоровью.

В то же время, требования, предъявленные после истечения трёх лет (общий срок исковой давности), будут удовлетворены судом не более, чем за три года, предшествующих предъявлению иска.

 

Порядок вступления в наследство

 

После смерти наследодателя наследники для того, чтобы получить наследство, должны в срок не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя выполнить следующие действия:

- подать нотариусу заявление о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство (это делается лично или по почте).

- совершить действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, т.е. начать пользоваться наследственным имуществом.

Действия, свидетельствующие о вступлении в наследство – это активные действия наследника, когда он вступает во владение или в управление имуществом и начинает им активно пользоваться, как своим собственным. Или же, принимает меры по сохранению имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

Кроме того, наследник содержит наследственное имущество за собственные средства, уплачивает за свой счёт долги наследодателя.

Обращаться следует к нотариусу по месту открытия наследства (по последнему месту жительства наследодателя).

Для того чтобы узнать открыто ли наследственное дело, можно воспользоваться сервисом на сайте Федеральной нотариальной палаты: ввести ФИО наследодателя, и (если известны) дату рождения и смерти. Высветится ФИО нотариуса, которым открыто наследственное дело, и адрес его нотариальной конторы.

Введена уголовная ответственность за укрывательство тяжких преступлений в отношении детей

 

Введена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 316 Уголовного кодекса Российской Федерации).

За такое преступление виновному грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

При этом, лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

 

Участие прокурора в гражданском и административном судопроизводстве

 

Участие прокурора в гражданском и административном судопроизводстве осуществляется в следующих случаях:

- когда прокурор сам заявляет административный или гражданский иск, или обращается в суд с заявлением, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

- когда прокурор вступает в процесс на любой его стадии и даёт заключение по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и в иных случаях, установленных федеральными законами;

- для апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор.

Прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление подаётся только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Обязательное участие прокурора предусмотрено при рассмотрении социально значимых дел, таких как:

- о выселении;

- о восстановлении на работе;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, например, в результате ДТП, некачественного оказания медицинской помощи;

- о лишении и ограничении родительских прав;

- об усыновлении и его отмене;

- о признании гражданина недееспособным и ограничении дееспособности гражданина и т.д.

Категория дел, по которым прокурор дает заключение – это те дела, в которых существенным образом затрагиваются права граждан, общества, государства. Это дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства и дела искового производства, которые касаются основных прав граждан, таких как право на жилище, на труд, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и некоторые другие.

 

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

 

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

В целях создания безопасных условий труда работодатель, в первую очередь, организует специальную оценку труда рабочих мест для определения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также влияния их воздействия на работника. В соответствии с заключением специальной оценки каждое рабочее место приводится в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе санитарно-эпидемиологическими и противопожарными. Работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь и т.д.) а также смывающими средствами.

Обо всех условиях и охране труда на рабочих местах, профессиональных рисках, предоставляемых гарантиях и компенсациях работник должен быть проинформирован.

При приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом на работодателя возлагается обязанность по созданию для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

По всем случаям травматизма (несчастный случай) на производстве работодателем организовывается учет и расследование причин и обстоятельств, приведших к травме работника.

Для недопущения и предотвращения фактов несчастных случаев на производстве на предприятиях за счет собственных средств должно быть организовано обучение работников по охране труда, в том числе изучение безопасных методов и приемов выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

За ненадлежащее исполнение вышеуказанных требований закона работодатель несет как административную, так и уголовную ответственность.

 

Законодателем разъяснено понятие «неуплата алиментов»

 

Федеральными законами от 30.12.2021 № 479-ФЗ и № 499-ФЗ внесены изменения в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В диспозициях ч.ч. 1 и 2 ст. 5.35.1. КоАП РФ и в примечаниях 1 и 2 к ст. 157 УК РФ уточнено понятие неуплата алиментов. Теперь под ним подразумевается неуплата алиментов в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением.

Напомним, что ранее такого уточнения не было, и на практике возникало неоднозначное толкование данной нормы. Так, частичное исполнение требований исполнительных документов о взыскании алиментов расценивалось как исполнение должниками своих алиментных обязательств.

Изменениями предусмотрено освобождение должника от уголовной ответственности, если он в полном объеме погасил задолженность по алиментам (примечание 3 к ст. 157 УК РФ).

 

Распространение сведений о частной жизни

 

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

За нарушение неприкосновенности частной жизни установлена уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Это могут быть фотографии, аудиовидеозаписи, выписки из медицинских документов, иные материалы.

Преступление может совершаться путем: 1) незаконного собирания без согласия человека сведений о его частной жизни, которые составляют его личную или семейную тайну; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия человека; 3) распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

При этом, по общему правилу, под собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом.

Под преступным распространением сведений является любое незаконное или без согласия человека их доведение до хотя бы одного иного лица.

К незаконному распространению сведений могут относиться случаи доведение до сведения других лиц в публичном выступлении информации о частной жизни человека, опубликование сведений, фото, аудио либо видеоматериалов в СМИ или сети Интернет.

Если преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения, то его действия могут квалифицироваться по ч.2 ст. 137 УК РФ.

Частью 3 статьи 137 УК РФ установлена ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия.

За совершение указанного преступления (ст. 137 УК РФ) предусмотрена ответственность до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

 

Об уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

 

Статьей 273 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации.

Указанной статьей предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.

Кроме того, законодателем установлена ответственность за те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

В зависимости от тяжести совершенного преступления минимальное наказание может быть назначено в виде ограничения свободы на срок до 4 лет, максимальное – в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

 

Программа льготного кредитования на газификацию домовладений

 

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 18 мая 2022 года № 350 кредит может быть предоставлен уполномоченным банком на приобретение внутридомового газового оборудования и (или) монтаж по договору подряда, договору на выполнение строительно-монтажных работ, договору о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, заключенному с газораспределительной или подрядной организацией, для газоснабжения домовладения, расположенного на территории Республики Крым.

Кто может получить льготный потребительский кредит:

Гражданин Российской Федерации, являющийся собственником домовладения, находящегося на территории Республики Крым (подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости)

Заемщики, относящиеся к льготной категории граждан:

•             ветераны, статус которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и законодательством, действовавшим на территории Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года;

•             граждане, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

•             инвалиды I - II групп;

•             семьи, воспитывающие детей-инвалидов;

•             многодетные семьи;

•             граждане, получающие федеральную социальную доплату к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Срок кредита – не более 5 лет.

Процентная ставка по кредиту – 3 процента годовых.

В случае нарушения заемщиком условий кредитования или неподтверждения целевого использования кредитных средств уполномоченный банк имеет право изменить размер ставки по льготному потребительскому кредиту.

Размер кредита:

•             до 160 тыс. рублей (включительно) - по кредитам, предоставляемым заемщикам (за исключением льготных категорий граждан);

•             до 200 тыс. рублей (включительно) - по кредитам, предоставляемым заемщикам, относящимся к льготным категориям граждан.

Домовладение – жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Внутридомовое газовое оборудование – газопроводы (от места присоединения к сети газораспределения до бытового газоиспользующего оборудования), бытовое газоиспользующее оборудование (газовые котлы, газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы), технические устройства на газопроводах, в том числе запорная регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.

Документы для получения кредита:

•             паспорт гражданина Российской Федерации;

•             СНИЛС;

•             выписка из ЕГРН;

•             документы, подтверждающие льготную категорию граждан (для заемщиков, относящихся к льготной категории граждан);

•             договор подряда;

•             иные документы в соответствии с категорией заёмщика согласно требованиям уполномоченного банка.

Каждый уполномоченный банк самостоятельно определяет перечень необходимых документов. Условия могут отличаться, поэтому подробности нужно уточнять непосредственно в банке.

 

О предоставлении рассрочки платы за коммунальные услуги

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2022 № 763 внесены изменения в пункт 72 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила). 

В соответствии с пунктом 72 Правил если начисленный потребителю в размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 % размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку. 

Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший расчетный период, в котором возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу. 

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка, и взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки. 

Размер процентов за предоставленную в период с 28 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно рассрочку рассчитывается исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г. (9,5 % годовых). 

Перерасчет размера процентов в соответствии с положениями пункта 72 Правил за предоставленную в период с 28 февраля 2022 г. до вступления в силу настоящего постановления рассрочку осуществляется до 15 мая 2022 г. 

Постановление Правительства РФ опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29.04.2022, вступило в силу с даты опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 28 февраля 2022 года.

 

Внесены изменения в КоАП РФ в части назначения наказания юридическим лицам

 

26 марта 2022 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Внесены изменения в статью 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо не подлежит административной ответственности в случаях, если за те же действия (бездействие) привлечены к административной ответственности должностное лицо, иной работник данного юридического лица или единоличный орган управления, имеющий статус юридического лица, и если юридическим лицом были предприняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Также внесены изменения в часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ. Так, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Кроме того, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, в соответствии с которой при назначении наказания в виде штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям – получателям поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Если санкция статьи не содержит наказание лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то размер указанным лицам определяется от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного для юридического лица.

Статья 4.4 КоАП РФ (Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений) дополнена частями 5 и 6, согласно которым если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два или более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, совершившему их лицу назначается наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Полный текст закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26.03.2022. 

 

Не исполнивших свои обязательства поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с введением санкций, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков

 

23 марта вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № 417 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 

Внесены изменения в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078. 

Предусмотрено, что органом контроля (ФАС) принимается решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. 

К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. 

Кроме того, внесены изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352. 

Максимальный срок оплаты услуг представителей малого и среднего бизнеса по заключенным с заказчиками договорам сокращен с 15 до 7 рабочих дней. 

Полный текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23.03.2022. 

 

Установлен временный запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов предпринимательства

 

10 марта Правительством Российской Федерации принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». 

В соответствии с указанным постановлением в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. 

Плановые проверки будут продолжены только в отношении определенного перечня объектов контроля в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, пожарного контроля, надзора в сфере промышленной безопасности. Объекты контроля определены рассматриваемым постановлением. 

Проведение внеплановых проверок возможно в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

Кроме того, внеплановые проверки могут быть проведены в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав; по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. 

Указанные проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. 

Внеплановые проверки также могу проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 

Полный текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 10.03.2022, вступает в силу 10.03.2022.

 

О субсидиях работодателям

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 №398 утверждены Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан. 

Одной из цели предоставления субсидий является частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных граждан, которые отвечают следующим критериям: 

- относятся к категории молодежи в возрасте до 30 лет, в том числе включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 

- относятся к категории лиц, с которыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации возможно заключение трудового договора; 

- на дату направления органами службы занятости для трудоустройства к работодателю являлись безработными гражданами или гражданами, ищущими работу, зарегистрированными в органах службы занятости и не состоящими в трудовых отношениях; 

- на дату заключения трудового договора с работодателем указанные лица не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применяли специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». 

Размер субсидии определяется как произведение величины МРОТ, установленного с 1 января 2022 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, на фактическую численность трудоустроенных граждан. 

Полный текст постановление Правительства РФ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11.03.2022, вступило в силу с даты опубликования.

 

О признании иностранного образования

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 584 определены особенности признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в 2022 году. 

Для граждан Российской Федерации, прибывших из иностранных государств и с территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, будет осуществляться признание образования и квалификации, полученных в таких иностранных государствах и территориях, на основе практики признания аналогичного образования и квалификации, полученных в указанных иностранных государствах и территориях, без направления запросов в компетентные органы и организации таких иностранных государств и территорий, в которых получено иностранное образование и иностранная квалификация. 

Для граждан, прибывших на территорию Российской Федерации и имеющих документы об образовании и (или) о квалификации, полученные на территории Украины, будет осуществляться признание образования и квалификации, полученных в иностранном государстве, в срок, не превышающий 8 рабочих дней. 

При признании образования и (или) квалификации, полученных на территории Украины, граждане освобождаются от обязательного представления оригинала документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему. 

Полный текст постановление Правительства РФ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 06.04.2022, вступило в силу с даты опубликования, действует до 31.12.2022.

 

Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 511 установлены особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 году. 

В соответствии с данным постановлением с письменного согласия работника работодателем может быть осуществлен его временный перевод на работу к другому работодателю в той же либо в другой местности по направлению государственного учреждения службы занятости населения, содержащему предложение работнику о таком переводе. 

На период временного перевода работника на работу к другому работодателю действие первоначального заключенного трудового договора приостанавливается, а течение срока действия не прерывается. 

При поступлении в центр занятости сведений от работодателя о приостановке производства (работы) центр занятости населения при наличии потребности в работниках соответствующего профиля у других работодателей направляет работнику предложение о временном переводе его к другому работодателю. В предложении указывается должность, условия оплаты труда, условий труда на рабочем месте, других условий. 

При согласии работника он может заключить с другим работодателем срочный трудовой договор. 

Постановление Правительства РФ опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.03.2022, вступило в силу с даты опубликования.

 

Об особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 определены особенности регулирования жилищных отношений в 2022 году. 

Установлено, что до 1 января 2023 года начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года. 

Кроме того, начисление и уплата пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов по договорам об энергосбережении, осуществляются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года. 

При включении условия о рассрочке в договор об установке индивидуального, общего (для коммунальной квартиры) или коллективного (общедомового) прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением такой рассрочки, рассчитываемая исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года. 

Постановление Правительства РФ опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31.03.2022, вступило в силу с даты опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 28 февраля 2022 года. 

 

Освобождения от наказания несовершеннолетних

 

Кроме случаев освобождения от наказания за совершение преступления, указанных в главе 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), для несовершеннолетних существуют специальные виды такого освобождения, которые закреплены в ст. 92 УК РФ, - это освобождение с применением принудительных мер воспитательного воздействия и с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Частью 2 статьи 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении.

Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК РФ, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего.

При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение только до достижения им 18 лет и не более чем на 3 года.

Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего.

Оба вида освобождения несовершеннолетнего от наказания в соответствии со ст. 92 УК РФ являются безусловными, т. е. такое освобождение в последующем не может быть отменено. В соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ несовершеннолетний, освобожденный от наказания по ст. 92 УК РФ, считается несудимым.

 

Особенности заключения трудового договора с лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста

 

Согласно действующему законодательству трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

Лица, достигшие 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

В организациях кинематографа, театрах, театральных концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет, для участия в создании произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника подписывает его родитель (опекун). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Заключить трудовой договор с работодателем несовершеннолетний может с согласия законных представителей и органа опеки и попечительства.

При этом заключение трудового договора с указанием основных условий труда допускается только в письменной форме, а прохождение ребёнком медицинского осмотра является обязательным и производится за счет средств работодателя.

Трудовым кодексом РФ запрещено использовать детей на работах с вредными, опасными условиями, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.

 

Доходы, на которые не могут быть обращены взыскания по долгам в ходе исполнительного производства

 

Полный перечень доходов, на которые не могут быть обращены взыскания по долгам в ходе исполнительного производства, содержится в статье 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

13) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

14) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

15) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

16) социальное пособие на погребение;

17) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

С 01.01.2022 на основании Федерального закона от 30.12.2021 № 444-ФЗ этот перечень дополнен. Производить удержание нельзя с:

- пособий и выплат гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- выплата, осуществляемым в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

- денежных выплат, осуществляемым малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Гражданин может обратиться в банк с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (с 01.01.2022 года – 12 654 рубля). Указанную сумму сохраняют на одном из счетов.

 

Обжалование действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

 

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрено обжалование действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей: в порядке ведомственной подчиненности старшему судебному приставу или иному должностному лицу службы, которые обязаны рассмотреть жалобу в 10-дневный срок; в судебном порядке по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения службы судебных приставов.

Жалоба или заявление в суд должны быть поданы в течение 10 дней с момента вынесения судебным приставом-исполнителем постановления или совершения действий, а также установления факта бездействия.

Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

При наличии уважительной причины срок на подачу жалобы (заявления) может быть по ходатайству заявителя восстановлен.

По результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо, ее рассмотревшее, обязано вынести решение в форме постановления о признании жалобы обоснований (частично обоснованной) или необоснованной, копия которого направляется в адрес заявителя в трехдневный срок со дня принятия.

Поскольку органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей, жалоба на их действия может быть также направлена и в органы прокуратуры.

 

Введена уголовная ответственность за укрывательство тяжких преступлений в отношении детей

 

Введена уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 316 Уголовного кодекса Российской Федерации).

За такое преступление виновному грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

При этом, лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

 

Новое в антикоррупционном законодательстве

 

Федеральным законом от 06.03.2022 N 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» внесены изменения, согласно которым предусматривается изъятие денег коррупционеров в пользу государства. Речь идет о счетах чиновников, на которых сумма превышает их доход за три года. Документ вносит поправки в законы «О противодействии коррупции» и «О банках и банковской деятельности».

Законодательно закреплено, что «коррупционные» деньги обращаются в доход Российской Федерации. Такой мере наказания могут подвергнуть любого чиновника или представителя власти, который обязан по роду своей службы представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если он не сумеет подтвердить законность получения денег.

Помимо проверки самих чиновников прокуроры наделены правом проверять доходы их супругов и несовершеннолетних детей. При проведении такой проверки Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры вправе проводить по своей инициативе беседу с бывшим должностным лицом, получать от него пояснения по представленным им сведениям и материалам, наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию, направлять запросы в госорганы об имеющейся у них информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Банки и иные кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и другим специализированным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, по их запросам, направленным в установленном порядке при проведении проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета чиновника, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

После рассмотрения материалов проверки при наличии оснований органы прокуратуры вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход государства денежной суммы, в отношении которой не представлены сведения, подтверждающие законность ее получения, если размер взыскиваемых средств превышает 10 000 рублей.

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Официальный интернет-портал правовой информации