ОНИ ОСТАВИЛИ СЛЕД НА ПЕРЕКОПСКОЙ ЗЕМЛЕ
1030-летию Крещения Руси посвящается… На стезе пастырского служения: Священник Владимир Иванович Веселицкий (1862-1919) - авторитетный пастырь и неутомимый общественный деятель, руководитель целого ряда трезвеннических и правомонархических (черносотенных) организаций, снискавший во время гражданской войны терновый венец священномученика. Владимир Иванович Веселицкий родился в 1862 г. в с.Ивановское Свияжского уезда Казанской губернии в семье священника Ивана (Иоанна) Ивановича Веселицкого) и Анны Данииловны Веселицкой. Примечательно, что практически всё семейство Веселицких было связано со священническим служением.
23 июня 1883 г. В.И. Веселицкий окончил курс Казанской духовной семинарии по второму разряду. 2 февраля 1884 г. он был определён на должность надзирателя (смотрителя) в Казанское духовное училище. По прошествии немногим более полугода - 7 октября 1884 г. - Владимир Иванович был рукоположен в священника в село Тюлячи Лаишевского уезда.
После смерти отца, Владимир Иванович, согласно прошению, 14 июня 1885 г. был перемещён в Богородский приход, где активно продолжил начатое им дело. Одной из основных забот о. И.И. Веселицкого было возведение здесь новой церкви на средства прихожан.
С октября по июнь 1884 г. В.И. Веселицкий являлся законоучителем в Тюлячинском земском училище, с 1885 по 1898 гг. - в Куюковском земском училище, с того же 1885 г. - также в Богородском земском училище (открытом стараниями его отца), а с 1894 г. - и в Гильдеевском земском училище. 13 декабря 1890 г., «как усердному законоучителю в школах», ему была выражена «благодарность Епархиального Начальства». Кроме этого, о. В.И. Веселицкий являлся председателем действовавшего с 1868 г. Богородского церковно-приходского попечительства, активно боровшегося с распространением различных социальных пороков (в первую очередь, нищенства).
Известно, что Владимир Иванович был женат на Софье Дмитриевне Веселицкой, имел сына Ливерия. Весьма примечательным фактом биографии о. В.И.Веселицкого является то, что при нём в речке Куюковке близ деревни Куюки, входившей в Богородский приход и располагавшейся от села Богородское всего в трёх верстах, 12 июня 1897 г. четырнадцатилетним крестьянским мальчиком А.И.Трофимовым был обретён небольшой чудотворный медный образ святителя и чудотворца Николая
Мирликийского. Молва о «Куюковской» иконе быстро разнеслась не только по окрестным сёлам, но и далеко за пределами Казанского уезда и одноимённой губернии, на поклонение ей начали стекаться многочисленные паломники.
В 1899 г. «за ревностную службу и примерное поведение» Владимир Иванович был награждён фиолетовой скуфьёй, в 1904 г. - «за отлично-усердную службу» - камилавкою. Кроме того, он удостоился серебряной медали «В память царствования в Бозе почивающего Императора Александра III».
Статьи и проповеди о. В.И. Веселицкого «казанского периода» публиковались в журналах «Известия по Казанской Епархии», «Деятель» и других изданиях. Несомненно, о. В.И.Веселицкий сделался бы вскоре одним из основных руководителей и идеологов правомонархического (черносотенного) движения в Казанской губернии. Однако судьба распорядилась иначе. 9 сентября 1905 г., согласно прошению, он был переведён священником в село Чаплинка Днепровского уезда Таврической губернии. Однако вскоре о. В.И. Веселицкий покинул Чаплинку. Уже в 1906г. он был переведён священником к церкви Во имя великомученика Георгия Победоносца (Свято-Георгиевской церкви) города Армянский Базар Перекопского уезда Таврической губернии.
В отличие от Богородского прихода, новое место служения о. В.И. Веселицкого отличалось чрезвычайно пёстрым этноконфессиональным составом населения, причём, заметный процент в нём составляли армяне, евреи, татары и караимы. В Армянском Базаре, помимо православного храма, имелись армяно-григорианская церковь, еврейская синагога и караимская кенасса. По состоянию на 1907 - 1908гг., здесь действовали: трёхклассное городское училище, женская шестиклассная прогимназия, церковно-приходское училище, церковно-приходское училище для армян, татарское народное одноклассное училище, татарское (мусульманское) мектебе и еврейская школа «Талмуд-Тора».
Однако, несмотря на столь сложную местную специфику, о. Веселицкий В.И. развернул в инородческом, по преимуществу, окружении ещё более кипучую и разностороннюю деятельность, чем в родной для него Казанской губернии.
Помимо настоятельствования в Свято-Георгиевской церкви Армянского Базара, с 1908г. о. В.И. Веселицкий являлся благочинным церквей Чаплынского благочиннического округа Таврической епархии (по состоянию на 1915 - 1916гг., в него входили пятнадцать церквей, находившиеся в городах Перекоп и Армянский Базар, сёлах Алексеевка,
Брилёвка, Второ-Александровка, Григорьевка, Каланчак, Карга, Ново-Александровка, Ново-Киевка, Павловка, Перво-Константиновка, Преображенка, Чалбассы и Чаплынка). Вторым священником Свято-Георгиевской церкви Армянского Базара, по информации, относящейся к 1913 - 1916гг., служил о. М.Н.Орловский.
По состоянию на 1907 - 1912гг. о. В.И. Веселицкий являлся законоучителем Армяно-Базарского трёхклассного (впоследствии - четырёхклассного) городского училища, на 1913г. - частного мужского училища, на 1914г. - мужской шестиклассной прогимназии. Одновременно, по состоянию на 1911г. - 1916гг. он служил законоучителем в женской шестиклассной (впоследствии - семиклассной) прогимназии (затем - гимназии), а по состоянию на 1911 – 1912гг., 1915 - 1916гг. - ещё и в местном церковно-приходском училище (школе). Одно время о. В.И. Веселицкий являлся также членом попечительского совета Армяно-Базарской женской семиклассной прогимназии.
По состоянию на 1914 - 1916гг., Владимир Иванович состоял также членом Перекопского уездного отделения епархиального училищного совета, возглавлявшегося священником Н.Л.Высотским (затем - И.А.Щёголевым).
Имеются сведения о том, что одно время о. В.И. Веселицкий являлся депутатом от духовенства в Перекопском земском собрании, а также депутатом Перекопской городской думы, которые в то время находились в Армянском Базаре. В 1909г. Владимир Иванович был награждён наперсным крестом.
Известно, что по окончании юридического факультета ИКУ в 1912г. с отцом в Армянском Базаре жил и его сын Л.В. Веселицкий. Продолжая свою общественно-политическую деятельность по насаждению трезвенничества и защите русских интересов, о. В.И. Веселицкий также возглавил созданные в Армянском Базаре отделы КОТ и «Союза Русского Народа». В одном из источников он упоминался также в качестве члена «братства во имя Великомученика Георгия Победоносца» в Армянском Базаре. В 1913г. о. В.И. Веселицкий начал выпускать в Армянском Базаре, в качестве редактора-издателя, ежемесячный журнал «Сеятель Трезвости», который печатался в уездном городе Перекопе Таврической губернии. Известно, что после революционных событий 1917г. о. В.И. Веселицкий по-прежнему служил настоятелем храма. Во имя великомученика Георгия Победоносца в Армянске к Пасхе 1918 г., по благословению Патриарха Московского и всея России Тихона, он был возведён в сан протоиерея. Обстоятельства дальнейшей жизни о. В.И. Веселицкого - до последовавшей вскоре трагической гибели - доподлинно неизвестны. Можно лишь предположить,
что он активно противодействовал революционному насилию, за что в итоге и поплатился жизнью.
О мученической смерти о. В.И. Веселицкого рассказал во втором томе своего исследования «Наследники Царства», изданного в 2004г. в Симферополе, протоиерей Н.Н. Доненко. Там сообщается, в частности, что в начале апреля 1919г., незадолго до Пасхи, «красноармейцы арестовали священника за то, что он спрятал от их расправы какого-то человека». По свидетельству очевидцев, о. В.И. Веселицкого отвели на пустырь, «привязали к столбу и жестоко мучили, отрезали нос, уши». «Во время истязаний, - пишет Н.Н. Доненко, - отец Владимир пел "Свете тихий". После расправы тело священника бросили на площади и запретили хоронить. "Пусть его съедят собаки", - был приговор уже убитому священнику. На следующий день перед заходом солнца православные жители Армянска положили истерзанное тело отца Владимира на телегу, прикрыли травой и соломой от посторонних глаз и похоронили на приходском кладбище».
Имеются также свидетельства о том, что расправа над о. Веселицким В.И. «была устроена при множестве народа, ему отрубили голову». Могила, в которой покоится тело Владимира Ивановича, сохранилась и по сей день, служа местом поклонения верующих. «Могилка новомученика на старом, не действующем и находящемся к нашему общему стыду в полном запустении кладбище, что находится между двумя храмами - Свято-Георгиевским и Свято-Никольским, - сообщается в блоге Свято-Георгиевского храма города Армянска, - сохранилась и не забылась - приходят к ней верующие на Радоницу, приносят цветы и поклоняются мученическому подвигу батюшки Владимира за Христа Спасителя и просят его молиться на Небесах за нас, грешных рабов Божиих».