Вопросы миграционного законодательства
На территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым проживают представители свыше 50 национальностей. Укрепление межнационального согласия, а также согласование интересов всех проживающих в городе народов, этносов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития, достижение их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества является первоочередной задачей органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» является первоочередной задачей муниципального образования городской округ Армянск в сфере гармонизации межнациональных отношений.
Основными задачами в решении вопросов по сохранению межнационального согласия являются:
- содействие проведению культурных мероприятий, способствующих совершенствованию и гармонизации межнациональных отношений;
- реализация прав национальных меньшинств в обеспечении социальной и культурной адаптации мигрантов,
- профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- обеспечение реализации государственных, республиканских и муниципальных программ по возвращению и обустройству репрессированных народов.
Проблема обустройства репрессированных народов, возвращающихся на исторически сложившиеся места жительства, остается одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем не только Республики Крым, но и Российской Федерации в целом. По своим масштабам и интенсивности этот процесс не имеет аналогов в послевоенной истории. Российская Федерация стала фактически единственным государством, которое взяло на себя ответственность за судьбы тысяч людей и которое финансирует комплекс мероприятий по их социально-экономическому и этнокультурному развитию.
Одним из стабилизирующих факторов в сфере межнациональных отношений является поступательное решение вопросов обустройства, социально-культурной адаптации и интеграции репрессированных народов в Республике Крым.
Не менее важной остается проблема социально-культурной адаптации репатриантов.
Существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих сферу миграции. К ним относятся Федеральные законы, определяющие порядок въезда иностранных граждан и правовое положение таковых на территории России. Однако постоянно ведется работа над нормативно-правовой базой, определяющей порядок миграции.
С 2019 года внесены дополнения и изменения в действующее законодательство. Так Федеральный закон «О гражданстве РФ» - №62-ФЗ - включает принципы гражданства нашей страны и правила, регулирующие отношения, связанные с российским гражданством. Определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Регулирует такие вопросы, как гражданство детей, российское гражданство и брак, предоставление защиты и покровительства гражданам, приобретение или прекращение гражданства нашей страны, порядок подачи заявлений и оформление заявлений, взимание государственной пошлины, консульских сборов и т.п. Миграционные процессы происходят непрерывно, поэтому законодательство в данной сфере не стоит на месте. Существующие нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные процессы, постоянно дорабатываются, в них вносятся изменения.
Так, Указ Президента РФ от 29.04.2019 №187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» определяет ряд лиц, родившихся и проживавших ранее, до 2014 года, на территории нынешней республики Крым и города Севастополя, которые являются гражданами Украины и не имеют другого гражданства, а также тех граждан Украины, которые являются выходцами из Донецкой и Луганской областей Украины, которые по состоянию на апрель 2014-го года были прописаны на указанной территории, но на данный момент находятся на территории Российской Федерации и при этом имеют статусы пребывания или проживания. В частности, в Указе упоминаются наличие РВП (разрешения на временное проживание), ВНЖ (вида на жительство), ВУ (временного убежища) или статуса беженца, участие в государственной программе переселения соотечественников. Кроме того, Указ распространяется на жителей Республики Афганистан, Ирака, Йемена и Сирии, а именно на тех из них, кто пребывает на территории РФ. Но необходимо, чтобы претендент на российское гражданство был рождён на территории РСФСФ и ранее имел паспорт гражданина СССР. При этом дети, супруги и родители таких граждан также могут рассчитывать на упрощённое получение российского гражданства. Также родители, супруги и дети выходцев из Донецкой и Луганской областей, а также Крыма и Севастополя, могут подавать документы на получение российского гражданства.
Эффективность миграционной политики зависит от качества правового регулирования, а также от практического применения миграционного законодательства Российской Федерации, результативности мер противодействия коррупции при осуществлении государственного контроля (надзора) и предоставлении государственных услуг в сфере миграции, степени информированности иностранных и российских граждан о требованиях законодательства Российской Федерации и мерах ответственности за их нарушение.